«Отмененная» небинарность
Автор: Егор Бурцев
Этой статьей хотелось бы затронуть проблему невидимости небинарного сообщества в медико-психологическом поле, и, как следствие, проблемы и вызовы для небинарных персон в сфере ментального и физического здоровья.
Сам термин «небинарный гендер» относится к такой идентичности, которая не полностью совпадает с категориями мужского или женского. Люди могут идентифицировать свой гендер как находящийся между этими традиционными идентичностями, частично подпадающий под одну из этих категорий или полностью выходящий за пределы бинарной системы (Corwin, 2009).
Существует крайне мало исследований небинарности, в русскоязычном научном поле такие исследования – единичны. Что же касается медицинских исследований, то их фактически не существует; небинарность встречается в литературе в контексте трансгендерности и в основном в качестве упоминаний.
Сложности понимания небинарной гендерной идентичности в современном обществе состоят в том, что она выходит за рамки того, что можно понимать как трансгендерность, поскольку люди начинают идентифицировать свой гендер способами, которые превосходят бинарные различия. Соответственно, не все небинарные персоны признают себя трансгендерными, для науки же более характерно все-таки рассматривать небинарность в системе зонтичного понятия «трансгендерность» и объяснять ее, отстраиваясь от позиций бинарности, – как нечто альтернативное, иное, вероятно, деконструирующее привычные нормы.
Однако такой подход зачастую выводит небинарность на уровень непонимания среди специалистов, скажем так, «традиционного уклада», и рассматривает ее с позиций «отклонений от нормы», за которую берутся все «понятные» и доступные формы гендерной идентичности, и в частности – «бинарная» трансгендерность (трансгендерные мужчины и трансгендерные женщины). Соответственно, и человек, нуждающийся в помощи и вообще интересе медицинского сообщества должен быть либо «истинным трансгендерным», либо может рассматриваться как колеблющийся, неопределившийся, а то и вовсе выходящий за рамки нормы, «нездоровый» ментально.
В медицине биологический пол понимается как бинарный, несмотря на существование интерсекс индивидуумов (Fausto-Sterling, 2000). Медицинское определение пола — это «биологические особенности или качества, которые отличают мужчин и женщин друг от друга» (Стедман, 2008).
В социологии гендер обычно считается социальным конструктом. Теоретики утверждают, что гендер — это «достигнутая посредством социального взаимодействия идентичность»
(West & Zimmerman, 1987). В монографии «Индивидуализированное общество» британский социолог Зигмунт Бауман на рубеже XXI века отмечает, что ранее человек был прежде всего озабочен построением своей социальной идентичности, то есть стремился подстроить себя под те требования и «нормы», которые существуют в обществе. В настоящее время обнаружилось, что нет такой единой нормы, все существующие нормы сконструированы социумом.
Однако, к большому сожалению, медицинское и (отчасти) психологическое сообщества не всегда готовы оперировать терминами социологии, более склоняясь к биологическим основаниям репрезентации и поведения человека, и тем самым не осознавая, а потому иногда и отрицая проблематику гендера и гендерной идентичности как таковую.
К сожалению, на основании натурализации, биполярной дихотомии зачастую построены психологические подходы (это касается и работы психиатров, сексологов, психотерапевтов и др.), и кроме того, выстраиваются системы диагностики, рекомендаций и ведения пациента (клиента). При этом небинарные люди в частных опросах и интервью делятся информацией о том, что врачи и психологи зачастую впервые слышат о понятии небинарности, не готовы принимать непривычное обращение и «странные» местоимения вроде «они» или «оно», а зачастую и отказываются их использовать во взаимодействии либо вообще избегают либо заявляют прямой отказ от работы с такими клиентами и пациентами.
При этом небинарные люди зачастую совершают гендерный переход, который может как сопровождаться медицинскими процедурами (гормонотерапия, разного рода операции), так и не сопровождаться ими. При этом трансгендерный человек, независимо от потребностей в медицинском переходе, может нуждаться в психолого-социальной помощи, адаптации и гендерной социализации, поскольку имеет и риски дискриминации, стигматизации и отмены, точно так же, как и трансгендерные бинарные люди.
Одной из основных проблем небинарных персон является незнание, отсутствие информации у эндокринологов о принципах ведения гормональной терапии для небинарных людей. Обозначим кратко, что небинарные персоны могут не стремиться выглядеть однозначно маскулинно либо феминно, их потребности в гормональной терапии для последующих изменений могут быть ограниченными их личными потребностями, а соответственно, эндокринолог должен не только понимать специфику такой гормональной терапии, но и уметь понять запрос небинарной персоны без стереотипов и клише и постараться подобрать тот вариант ГРТ, который требуется конкретной личности.
Непростая ситуация складывается и с хирургическими операциями. Проблема состоит в том, что без прохождения комиссии, выдающей справку-«разрешение» на гендерный переход, небинарный (как и любой другой) человек не может получить хирургического лечения, связанного с хирургическим переходом (что ранее некорректно называлось «сменой пола»). Таким образом, небинарный человек, даже не имея желания сменить паспортный гендерный маркер и паспортное имя, вынужден проходить через такую комиссию, чтобы совершить хирургические процедуры и иметь основание получать ГРТ. Форма информированного согласия для трансгендерных и небинарных людей в России не предусмотрена.
Все эти и ряд других сложностей обуславливают ситуацию, в которой мы обнаруживаем, что небинарные персоны крайне редко и неохотно обращаются за медицинской и психологической помощью, особенно к незнакомым специалистам. Зачастую они вынуждены подбирать себе схемы гормональной терапии самостоятельно. Отказ же от посещения не понимающих их психологов приводит к серьезными проблемам в сфере ментального, сексуального здоровья, а также к повышению рисков по ВИЧ и ИППП.
Важно отметить необходимость обучения специалистов сфер ментального и сексуального здоровья повышения квалификации в области работы с небинарными клиентами, поскольку небинарные персоны составляют около трети (если мы будем отстраиваться от трансгендерности как от «зонтичного» понятия) от всего трансгендерного населения и, таким образом, мы можем предположить, что небинарных людей в России насчитывается не менее 100-150 тыс. человек (данные расчеты очень приблизительны, так как статистических подсчетов небинарных персон на территории России не проводилось).