Интернализованная циснормативность как фактор влияния на здоровье трансгендерных людей
Автор: Егор Бурцев
Согласно определению «стресса меньшинств», сексуальные и гендерные меньшинства (на данный момент термин «меньшинства» не считается корректным, однако мы приводим здесь его для большей ясности) испытывают стресс из-за постоянной социальной стигматизации. Именно поэтому внутри этих групп очень часто высок риск угроз психическому и физическому здоровью. Это значит, что люди испытывают травматические переживания, стресс, депрессии, иногда совершают попытки суицида, не обращаются за помощью к врачам и психологам и т.п.
Анти-ЛГБТ предрассудки как социальная проблема, заслуживающая внимания ученых, существует уже не один десяток лет. В статье 1969 года в газете Time описаны примеры отрицательного отношения к гомосексуальности как «гомофобия», включающая «смесь отвращения и опасений», которую некоторые исследователи называли «гомосексуальной паникой».
В 1971 году Кеннет Смит использовал термин «гомофобия» как черту личности, отражающую психологическое отвращение к гомосексуальности. Вайнберг также использовал это определение в своей книге 1972 года «Общество и здоровый гомосексуал», опубликованной за год до того, как Американская психиатрическая ассоциация проголосовала за исключение гомосексуализма из своего списка психических расстройствi.
Термин Вайнберга стал важным инструментом для геев и лесбиянок, активистов, правозащитников и их союзников. Он описывает негативный взгляд на гомосексуальность как медицинскую фобию: «…фобия по поводу гомосексуалов … Это был страх перед гомосексуалами, который, казалось, был связан со страхом заражения, страхом уменьшить то, за что вы боролись — дом и семью. Это был религиозный страх, и он, как всегда, привел к большой жестокости».
В 1981 году термин «гомофобия» был впервые использован в лондонской «Таймс», рассказывающей о том, что Генеральный синод англиканской церкви проголосовал за отказ осуждать гомосексуальность.
Институализация и самоотношение
Обращаясь к понятию гомофобии, мы рассматриваем ее в двух аспектах: через выделение институционализированной и интернализированной гомофобии. Институционализированная гомофобия – внешняя негативная общественная позиция по отношению к бисексуалам и гомосексуалам. Для описания же феномена интернализированной гомофобии прибегают к понятию «самоотношение». Интернализированная гомофобия – негативное восприятие себя, негативное самоотношение и непринятие некоторых сторон своей личности бисексуалами и гомосексуаламиii.
Гордон Олпорт: «Предрассудки связаны с проявлением антипатии, основанной на ложных и ригидных обобщающих суждениях. Они могут ощущаться или проявляться в поведении. Они могут быть связаны с группой в целом или с отдельным человеком, поскольку он является членом этой группы»iii. «Слово дискриминация обозначает то, когда мы отказываем отдельным людям или целым группам людей в уважении наравне с другими людьми» (Allport, 1954, р. 51).
Угроза «истинной маскулинности»
Одной из причин существования гомофобии может быть то, что мужская гомосексуальность воспринимается как угроза для социума и патриархального уклада жизни, при котором характерно признание главенства мужчин и «мужских» ценностейiv. Геев рассматривают как людей, не вписывающихся в этот уклад жизни, как «немужчин». С ними связывают негативные качества, приписываемые «женственности». Она состоит в том, что гомосексуалы усваивают и начинают разделять негативные представления и отношение к гомосексуальности, популярные в обществе. Широко распространённый гетеросексизм и сексуальные предубеждения действуют на всех, в том числе ЛГБ, которые начинают плохо относиться к однополым влечениям и к себе.
«Среднестатистический» гомофоб характеризуется:
- нежеланием иметь личные контакты с лесбиянками и геями;
- нежеланием сообщать другим о проявлениях собственной гомосексуальности или признавать себя лесбиянкой или геем;
- общением с коллегами или знакомыми, проявляющими к лесбиянкам и геям негативное отношение, особенно если эти коллеги или знакомые — мужчины;
- тем, что проводит время в тех местах, где люди демонстрируют свое негативное отношение к сексуальным меньшинствам, особенно в подростковом возрасте;
- более старшим возрастом и более низким образованием по сравнению с неотягощенными гомофобией лицами;
- религиозностью, частым посещением церкви и приверженностью консервативной религиозной идеологии;
- следованием традиционным, ограниченным взглядам на гендерные роли;
- сексуальной сдержанностью и склонностью к переживанию чувства вины в связи с проявлениями собственной сексуальности;
- авторитарностью и другими связанными с ней личностными особенностями.
Интернализованная гомофобия
Интернализованная (внутренняя) гомофобия (существует также внутренняя бифобия, трансфобия)— это негативное отношение к собственной гомосексуальностиv.
Прямая связь внутренней гомофобии с уровнем стигмы гомосексуальности в обществе показана эмпирически. Средняя внутренняя гомофобия связана с тем, насколько локальное законодательство защищает или дискриминирует гомосексуаловvi, в частности, она связана с законодательным разрешением однополых союзов и усыновлением/удочерением детей однополыми парамиvii.
Также внутренняя гомофобия выше среди респондентов тех стран, где неприятие гомосексуальности распространено в общественном мнении, а сами ЛГБ воспринимают социальное окружение как менее дружественноеviii.
Проявления институционализированной гомофобии среди работников сферы психического здоровья
«Отсутствие в системе профессиональной подготовки специалистов разделов, включающих новую, достоверную информацию, позволяющую развеять старые мифы и стереотипы, следует расценить как проявление свойственной психиатрии гомофобии, которая сохраняется вопреки научным фактам»ix.
Психотерапевты и супервизоры должны быть весьма осмотрительны, чтобы не проецировать на клиента свою (гетеросексуальную) систему оценок. Оценка происходящего в жизни клиента будет во многом иной, если наблюдатель имеет представление о культурных нормах и ценностях гомосексуального сообщества. Попытки клиента скрыть часть информации представляют для психотерапевта-гетеросексуала серьезную проблему. Клиент может подозревать, что психотерапевту свойственна гомофобия или он придерживается гетеросексуальных принципов до тех пор, пока тот не продемонстрирует клиенту, что может быть непредвзятым и обучаться новому.
Интернализованная трансфобия
Насилие, патологизация и дискриминация, особенно на государственном уровне, приводит к тому, что транс-люди направляют негативное отношение общества на себя.
Как это происходит? «Раз все вокруг уверены, что я плохой и мне нет места в этом мире, значит, скорее всего, это действительно так».
Внутренняя трансфобия — это дискомфорт, который человек может испытывать в процессе интернализации (присвоения) нормативных гендерных ожиданий общества.
Внутренний циссексизм
Циссексизм — это убеждение, что только цисгендерные люди рассматриваются как нормальные или правые, а трансгендерные люди являются неестественными или опасными.
Люди с внутренним циссексизмом могут стыдиться своей гендерной идентичности или выражения, прислушиваться к мнениям других или не открывать своих настоящих переживаний. Это может привести к негативным последствиям для здоровья трансгендерных и небинарных людей.
Такая система дискриминации и исключения предполагает, что в мире существует только два гендера, и что гендер человека связан с назначенным при рождении полом.
Система циснормативности и циссексизма
Эта система угнетает тех, чей гендер или гендерное выражение не подпадают под циснормативные конструкции. Циссексизм увековечивает идею о том, что цисгендерные люди являются доминирующей группой и заставляет трансгендерных и небинарных людей испытывать угнетение. Циссексизм приводит к медицинской халатности и насилию в отношении транс-людей.
Почему это происходит? Гендерные стереотипы пронизывают практически все сферы нашей жизни: от медицины до работы; от обращения в банк до простого разговора по телефону. Общество (реклама, государственное устройство и системы и т.п.) обозначает исключительное существоавние толко двух легитимных гендеров.
Трансгендерные люди, которые нормализуют эти стереотипы, могут чувствовать стыд за свою «неспособность» соответствовать гендерным ожиданиям общества. Даже когда транс-человек совершил трансгендерный переход и внешне не отличается от большинства, он или она могут бояться людей или ненавидеть себя на основе стереотипов о транс-персонах.
Ненависть и стигма
Трансгендерные люди сталкиваются с высоким уровнем насилия, даже в, казалось бы, принимающем многообразие современном обществе.
В докладе «Кампании за права человека» говорится, что 2020 год стал самым страшным годом для этой группы: было совершено по меньшей мере 37 убийств транс- и небинарных людей из-за их гендерной идентичности/самовыражения. Некоторые трансгендерные люди рассказывают о давлении со стороны врачей, коллег, семьи: не выдаются разрешения на «смену пола»; «путаются» местоимения, отказывают обращаться в правильном роде и т. п. Принимая во внимание огромное количество фактов, подтверждающих, что «они не должны существовать», транс-люди начинают испытывать ненависть к себе и себе подобным.
Факторы, сопутствующие трансфобии
Проведенные исследования подтверждают ряд факторов, влияющих на внутреннюю трансфобию из-за присвоенных норм циссексизма у транс-людей:
- ожидание отказа или прямой отказ транс-людям в услугах/помощи:
- подверженность предрассудкам, традиционалистское мышление:
- тенденции постоянно думать о своих негативных эмоциях и переживаниях.
Кроме того, транс-люди часто борются с противоречием между их фактическим гендером и полом, назначенным при рождении. Это несоответствие может вести к разочарованию и болезненным переживаниям, особенно когда человек хочет, но еще не начал переход.
В одном из исследований 2020 года в качестве индикаторов (ориентиров измерения) интернализированной трансфобии предлагается измерять:
- Гордость за трансгендерную идентичность. Эта гордость может помочь уменьшить стигму и интернализированный циссексизм.
- Стремление ассимилироваться с цис-людьми. Люди, которые не хотят проявляться как транс-, как правило, имеют более высокий уровень по шкале трансфобии.
- Изоляция от других трансгендерных персон. Люди, которые не взаимодействуют с другими транс-людьми, считают себя оторванными от транс-сообществ, или которые считают себя принципиально отличающимися от других транс-персон, имеют более высокий уровень внутренней трансфобии.
- Стыд. Люди, которым стыдно за свою идентичность, свое гендерное выражение или которые испытывают вину за транс-переход, чаще всего имеют более высокий уровень внутренней трансфобии.
Как внутренняя трансфобия может повлиять на здоровье человека?
Транс- и небинарные персоны часто завершают жизнь самоубийством и имеют высокий уровень самоповреждающего поведения.Ключевую роль в этом явлении могут играть внутренняя трансфобия, а также факторы, способствующие ей: такие, как исключенность и дискриминация.
Другие потенциальные последствия для здоровья:
- более высокие риски депрессии, тревоги и других проблем ментального здоровья, например, таких, как низкая самооценка,
- нежелание или страх обращаться в полицию, когда человек становится жертвой преступления,
- откладывание обращения за медицинской помощью из-за стыда или страха дискриминации,
- связанные со стрессом болезни,
- более низкое качество жизни,
- трудности в поиске возможностей трансгендерного перехода и др.
Заключение
Всем трансгендерным людям в той или иной степени свойственна интернализованная гомофобия, являющаяся следствием их воспитания. Психотерапевты, врачи, социальные работники и равные консультанты должны иметь достаточные представления и навыки, чтобы оценить процесс изменений отношения клиента к самому себе.
Задачей специалиста является помощь клиенту в осознании им конфликта между социальными притязаниями и личными представлениями, а также предложение разобраться в своих собственных предпочтениях и ожиданиях от жизни и достичь психической и социальной стабильности.
ihttps://ru.abcdef.wiki/wiki/Homophobia
iiРозовая психотерапия»: Руководство по работе с сексуальными меньшинствами / Под ред. Д. Дэйвиса, Ч. Нила. — СПб: Питер, 2001. – 384 с.
iiiAllport, G. W. (1954) The Nature of Prejudice. Reading, MA: Ad- dison-Wesley
ivWeinberg, G. (1972) Society and the Healthy Homosexual. New York: St Martin’s Press.
vBerg, R. C., Munthe-Kaas, H. M., & Ross, M. W. (2016). Internalized Homonegativity: A Systematic Mapping Review of Empirical Research. Journal of Homosexuality, 63(4), 541–558. https://doi.org/10.1080/00918369.2015.1083788
viRosser, B. R. S., Smolenski, D., Holsinger, D., Brady, S. S., Cain-Nelson, A., & Fuchs, E. (2011). The relationship between discrimination, homophobia, mental health and HIV risk: Findings from the SILAS study. Presentation at FEMP, Stockholm, Sweden.
viiBerg, R. C., Ross, M. W., Weatherburn, P., & Schmidt, A. J. (2013). Structural and environmental factors are associated with internalised homonegativity in men who have sex with men: Findings from the European MSM Internet Survey (EMIS) in 38 countries. Social Science & Medicine, 78, 61–69. https://doi.org/10.1016/j.socscimed.2012.11.033
viiiBerg, R. C., Lemke, R., & Ross, M. W. (2017). Sociopolitical and Cultural Correlates of Internalized Homonegativity in Gay and Bisexual Men: Findings from a Global Study. International Journal of Sexual Health, 29(1), 97–111. https://doi.org/10.1080/19317611.2016.1247125
ixForstein, M. (1988) Homophobia: an overview, Psychiatric Annals, 18(1): 33-6.