Арт-терапевтическая группа как один из способов психологической поддержки для трансгендерных людей
Автор: Яна Савицкая, экзистенциально-гуманистический психолог, арт-терапевт
Одним из важнейших запросов у транс-персон является запрос о социализации. И любой опыт группового со-бытия работает на реализацию этого запроса. Особенно опыт совместного творчества. И неважно, делает ли группа один общий арт-объект или же каждый из участников трудится над воплощением своих идей и видений, положительный эффект от такой деятельности очевиден.
Современная психология предлагает разные определения арт-терапии. Однако большинство специалистов сходятся в том, что арт-терапия – очень деликатное и экологичное направление, она работает мягко и безопасно. Она помогает справиться с сильными эмоциями и пережить опыт, который тяжело передать словами. Кроме того, многие терапевты, работающие в этом подходе, отмечают важность как самого творческого процесса, так и последующего анализа получившегося в этом процессе произведения.
К тому же в арт-терапии совершенно необязательно обладать развитыми творческими навыками, потому что внимание здесь направлено несколько на другое.
Область применения средств арт-терапии практически безгранична. Она эффективна в борьбе со стрессами, депрессиями, неудовлетворенностью собой и своей жизнью. Помогает в случаях проявления немотивированной агрессии и при преодолении последствий психологических травм. Развивает творческий потенциал и направляет человека на позитивные изменения в его жизни.
Существует огромное количество направлений и видов арт-терапии. По сути это всё, что связано с творчеством: танцы, сказкотерапия, песочная терапия, рисование, лепка, цветотерапия, фототерапия, музыкотерапия, драматерапия и многое-многое другое. Причем, количество методик можно увеличивать.
В групповой работе с транс-персонами на наших арт-терапевтических мастерских мы с коллегами используем сказкотерапию, рисование, коллажирование, мозаику. В основном это индивидуальная работа на заданную тему с последующим групповым обсуждением как процесса, так и результата.
Однако используется и опыт командной работы. На одной из мастерских, темой которой был «упорядоченный абсурд» или «абсурд в рамках», мы вместе придумывали сценарий фильма. А после того, как сценарий был создан, группа увлеченно делала совместный постер к будущему киношедевру. Было предложено два варианта работы: сделать постер совместно или каждому создать собственный индивидуальный плакат. Большинство решили работать в команде. На обсуждении участники говорили о том, что, хотя процесс и вызвал большую усталость, они получили удовлетворение и от результата, и от совместного творчества.
Интересным был и опыт создания мозаики. Многие участники говорили о том, что им удалось перезагрузиться, не думать о проблемах и заботах. Удалось ощутить себя в моменте, побыть здесь и сейчас. Главной задачей было подобрать цвета, размер и конфигурацию кусочков таким образом, чтобы они, во-первых, правильно разместились в форме для мозаики, во-вторых, радовали глаз. Очень важно, что все эти арт-объекты можно и нужно уносить с собой домой. «Я знаю, где это будет у меня стоять/лежать/висеть!» — говорят они. А я в этот момент думаю, что эта вещь, помимо всего прочего, может служить еще и якорем. Напоминанием о совместном творчестве, о положительных эмоциях, о том, как можно наполнять свою жизнь радостью. Как мы знаем, коммуникация зачастую — «слабое место» для транс-людей.
Также мы проводили две мастерских для трансгендерных людей, на которых смогли соприкоснуться со своими болями и страхами. Причем это были темы для арт-терапии, на которых настаивали сами участники. Разумеется, они не сразу смогли к ним обратиться. Потребовалось время, общение в группе поддержки, чтобы появилась устойчивость, намерение обращаться к глубинным проблемам и уверенность, что они смогут с этим справиться.
Итак, одна мастерская была посвящена рисованию боли. Я обычно предлагаю разные техники и материалы. И в тот раз один из участников предпочел скульптурный пластилин карандашам и краскам. Довольно долгое время ушло на то, чтобы подготовить пластилин к работе. Пришлось обдавать его кипятком, чтобы он стал мягче, и из него можно было лепить. Точно так же, подумалось мне потом, мы подходим к нашим болевым точкам, готовимся к взаимодействию с ними. На это требуется время, терпение, внимание.
Самое интересное, что та мастерская прошла в очень веселой и теплой обстановке.
В процессе творчества мы постоянно о чем-то говорили, шутили, смеялись. Потом, когда обсуждали рисунки и скульптуру, сошлись во мнении, что именно такая лёгкая атмосфера помогла глубоко встретиться с непростыми вещами.
Особо хочется сказать о технике коллажирования. Она многим нравится именно за то, что не надо ничего рисовать. Выбирай себе картинки, наклеивай их на лист. Красиво и эффектно.
От себя добавлю, что это еще и невероятно эффективно.
Мы делали коллажи на тему благодарности, составляли карту ресурсов и карту желаний.
— Нет, ну я же знаю, кого и за что хочу поблагодарить. Знаю, чего хочу. Ну, примерно. Знаю о своих ресурсах – нет их у меня почти. Зачем что-то делать?!
Наша арт-терапевтическая мастерская работает в следующем режиме:
— сбор ожиданий: с чем пришли участники, чего бы хотелось, как им откликается заявленная тема, есть ли что-то, о чем хочется сказать перед началом работы;
— собственно творческий процесс;
— обсуждение результатов.
Уже на первом этапе выясняется, что озвученные ожидания близки многим. Что, оказывается, и за это я благодарен, как же я мог забыть! А вот это – это точно и мой ресурс тоже! Нет, вот этого я не хочу, зато мне вспомнилось, чего давно и по-настоящему хочется.
Так коллективное обсуждение помогает лучше понять себя.
Дальше начинается волшебство. Вдруг выбираются картинки, которые, на первый взгляд, вообще не имеют ничего общего с желаниями и ресурсами. Но именно они попадаются на глаза и настойчиво просятся на лист ватмана.
На обсуждении результатов приходит понимание, почему так произошло ( понимание может прийти и позже, в течение недели, например; поэтому я очень рекомендую всем участникам группы быть бережными к себе и наблюдать, что будет происходить, на что они будут откликаться).
— А что, так можно было? – говорит мне один из участников группы. – Я повесил карту ресурсов над кроватью, и она РАБОТАЕТ!
Да. Это работает. Потому что это – отражение наших глубинных процессов. Это все про нас. Про наши боли и радости, надежды, ожидания, разочарования и снова надежды.
И это очень важно – дать участникам группы побыть в безопасном пространстве и проявиться так, как им хочется. И чтобы им захотелось прийти еще.
Я уверена, что групповая арт-терапия для транс-персон – это один из способов социализации, познания себя, снятия страхов и тревожности. Кроме того, это активное вовлечение в коммуникацию, где ты можешь быть и наедине с собой, и вместе со всеми. Арт-терапия также отлично работает с вопросами телесности, сексуальности и взаимоотношений.
Рекомендую специалистам — психологам, психотерапевтам, социальным работникам — активно использовать методы арт-терапии в своей работе с трансгендерными людьми, практикуя при этом бережный, поддерживающий подход.